ПСИХОЛОГ
САЙТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ГОС ВПО 3




«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



Приветствую Вас, Гость · RSS 28.04.2024, 20:05


Продолжение

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ».

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки спе-циалиста при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
— теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменаци-онные сессии 180 недель
— практики не менее 25 недель
— итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту вы-пускной квалификационной работы не менее 13 недель
— каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 42 не-дель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 ча-са в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не дол-жен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по фи-зической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных заня-тий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена воз-можность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.


6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ 
  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ».

В п.6 формулируются требования, необходимые для реализации вузом ос-новной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по данной специальности и прохождения вузом лицензирования, аттестации и ак-кредитации.

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы
подготовки специалиста.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утвер-ждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины «по выбору студента» являются обязательными, а факультатив-ные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведе-ния, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дис-циплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удов-летворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
Специализация является частью специальности, в рамках которой они созда-ются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специ-альности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
— изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для цик-лов дисциплин – в пределах 10%;
— формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ко-торый должен включать из 11 базовых дисциплин, приведенных в настоящем Госу-дарственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие че-тыре дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
— осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дис-циплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
— устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
— устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля их освоения студентами;
— реализовывать основную образовательную программу подготовки специали-ста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения по очной форме должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допус-кается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация психологической составляющей основной образовательной про-граммы подготовки специалиста должна быть обеспечена педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое психологическое образование. Квалификацию преподавателя составляют: собственно преподавательские умения (методическая подготовка, способность глубоко и одновременно доступно доводить учебный материал до студентов и пр.); систематическое занятие научной и/или научно-методической деятельностью; участие в практической или научно-прикладной работе, позволяющее преподавателю непосредственно-личностно передавать студентам необходимый профессиональный опыт. 
Преподаватели специальных психологических дисциплин, как правило, долж-ны иметь соответствующую подготовку в данной отрасли психологии, что выражает-ся в наличии ученой степени и/или опыта работы в соответствующей профессио-нальной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание должна составлять не менее половины от общего состава преподавателей; в исключитель-ных случаях (например, при наличии доктора, ведущего специалиста в одной из от-раслей психологии) доля может быть снижена, но она должна быть не менее одной трети преподавательского состава. 


Для обеспечения практикумов, спецпрактикумов, лабораторных занятий вузы должны иметь технические кадры: инженеров, техников, лаборантов.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Обязательным условием реализации основной образовательной программы подготовки специалиста является учебное и научно-методическое обеспечение учебного процесса.
Высшее учебное заведение обеспечивает доступ каждого студента к библио-течным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием программ, методиче-ских пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовым и дипломным работам, практикам, выпускному государственному экзамену и др.
Методические советы при кафедрах и факультетах контролируют реализацию учебных планов и учебных программ и соответствие их государственному образова-тельному стандарту, утверждают введение новых курсов и учебных программ, раз-рабатывают методические рекомендации, позволяющие полноценно организовать самостоятельную работу студентов над учебным материалом, использовать эффек-тивные формы контроля знаний и достижений студентов, общей результативности обучения; вуз формирует фонд оценочных средств для осуществления итогового контроля.
Учебный процесс должен быть оснащен наглядными пособиями, аудио, -видео – и мультимедийными материалами, специальными препаратами. Каждое учебное заведение организует библиотеку с читальным залом и абонементом для самостоятельной работы студента с учебно-методической и научной литературой в размере не менее 0,5 экземпляра на 1 студента.
УМО по психологии подготавливает сборники программ по всем дисциплинам общепрофессионального и специального циклов дисциплин, предусмотренных в стандарте, которые обеспечивают требования к содержанию и формам фундаментальной и специальной подготовки студентов.



6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную про-грамму подготовки специалиста, должно располагать материально-технической ба-зой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисцип-линарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотрен-ных учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нор-мам.
Для организации учебного процесса вуз должен иметь:
• компьютерные классы с подключением их к системе телекоммуникаций (элек-тронная почта, Интернет), не менее 15 персональных компьютеров на факультет;
• аппаратурное, программное и методическое обеспечение общего психологиче-ского практикума;
• учебные классы, оснащенные видеотехникой для общих и специальных курсов с проведением психологических тренингов;
• учебно-вспомогательную лабораторию по обеспечению занятий в общем психо-логическом практикуме и спецпрактикумах.
 
6.5. Требования к организации практик.
Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, на-правлена на достижение следующих целей: 
• освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
• закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
• обучение навыкам решения практических задач;
• формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
• знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
Задачи определяются для каждого конкретного вида практики.
 Виды практики:
1. Учебно-ознакомительная — 3 недели
2. Педагогическая — 6 недель
3. Производственная — 6 недель
4. Научно-исследовательская и квалификационная — 10 недель
На каждом курсе содержание практики должно соответствовать уровню подго-товленности студентов.
Для организации практики высшее учебное заведение:
• разрабатывает и принимает Положение о проведении практики;
• разрабатывает и утверждает программы всех практик;
• разрабатывает форму отчетной документации;
• определяет базовые организации и заключает с ними договора о проведении практики;
Навыки научно-исследовательской деятельности студенты получают также в процессе подготовки и написания курсовых работ.
В течение 5-летнего обучения студенты должны написать не менее 3 курсо-вых работ.


7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО 
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалифика-ции:
• на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
• участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными ме-тодами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирова-ния;
• владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.



7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпу-скную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.
Выпускная квалификационная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста. 
Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется го-сударственная аттестационная оценка.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в облас-ти общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанно-стей, а также для последующего обучения в аспирантуре.
Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных воз-можностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.  

СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение университетов РФ
Учебно-методическое объединение по образованию в области психологии
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо-вания по специальности 020400 «Психология» одобрен:
на заседании УМО университетов РФ « 14 » декабря 1999 г.
на заседании Совета УМО по психологии « 1 » декабря 1999 г.
  Протокол № 2


Председатель УМО университетов РФ В.А. Садовничий 
Председатель отделения психологии
УМО университетов РФ Е.А. Климов

СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных
программ и стандартов высшего
и среднего профессионального
образования Г.К. Шестаков
Начальник отдела гуманитарного
образования Т.Э. Петрова


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz