ПСИХОЛОГ
САЙТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Вопрос 2




«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 22:42

Тема № 5. «СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ И ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вопрос № 2. Отечественные психологические теории обучения

Отечественной психологической и педагогической науками разработано немало теорий обучения и воспитания, каждая из которых опирается на определенные закономерности познавательной деятельности человека и предполагает специфическую организацию учебных занятий, воспитательной работы. Наиболее фундаментально проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:
­ Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. 
­ Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. 
­ Теория проблемного обучения. 
­ Концепция программированного обучения. 
­ Суггестопедическая концепция обучения. 
­ Теория обучения на основе нейролингвистического программирования.
­ Зарубежные психологические концепции научения и усвоения. 


 АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (АРТО). 
В соответствии с данной теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. 
В основе АРТО лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. 
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio - соединение) - связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Понятие об ассоциации сложилось в философских учениях древнего мира (Аристотель). Термин «ассоциация идей» ввел Дж. Локк, противопоставивший ассоциации связям на основе разума. Понятие об ассоциации стало ключевым для многих психологических систем XVIII-XIX вв. (см. Ассоцианизм). Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс.
Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. 
На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев, и др. разработали АРТО.
Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: 
­ восприятие учебного материала;
­ его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
­ запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
­ применение усвоенного в практической деятельности.
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
­ формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых - мотивация – М);
­ подачи учебного материала в определенной последовательности (4П - представление, переосмысление, память, практика);
­ постоянное закрепление полученных знаний в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности, а также применения знаний в учебных и служебных целях и т.п. (С – системность).
***
Какие практические выводы можно сделать из данных теоретических положений?
Во-первых. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. 
Для улучшения восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные и др. 
Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается. 
Важно также помнить, что при восприятии учебного материала человек может удерживать в своем внимании примерно 6-9 различных элементов или информационных блоков. Все остальное выступает в качестве определенного фона и нередко затрудняет восприятие информации. Поэтому, если учебный материал содержит большое количество блоков (например, элементов боевого порядка подразделения), то для его восприятия лучше применять специальные приемы:
­ выделять главное, 
­ использовать подчеркивание, 
­ цвет, 

­
предложить обратить особое внимание и т.д.
Во-вторых, деятельность по осмыслению учебного материала представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление "работает" только тогда, когда в сознании есть для этого необходимый материал в виде определенного количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д. 
Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, что он был доступным, логически взаимосвязанным, правильно понятым, актуализированным. В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.
В-третьих, в процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. При этом можно использовать как произвольное, так и непроизвольное запоминание. Забывание полученной информации у человека идет по нисходящей кривой: вначале забывание интенсивнее, чем в последующем. 
Следовательно, руководителю занятия необходимо предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его сообщения. Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение: составление конспекта изученного, повторение, рассказ, объяснение и показ усвоенного товарищу, применение полученных знаний в практической деятельности.
В-четвертых, основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности военнослужащих: на учебных занятиях, при несении службы, выполнении различных упражнений в поле, на полигоне, огневых городках, танкодромах, при эксплуатации техники и оружия.
Характерной чертой ассоциативно-рефлекторной теории обучения является направленность на активизацию познавательной деятельности и умственное развитие, формирование у них самостоятельного творческого мышления. Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.

 ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ (ТПФУД)
Другой подход к проблемам учения содержится в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разрабатываемой П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной и их сотрудниками. 
В этой теории учение рассматривается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах. 
Знания, умения и навыки не существуют изолированно друг от друга, качество знаний всегда определяется содержанием и характеристиками деятельности, в состав которой они вошли. Единицей, усваиваемой в процессе обучения познавательной деятельности, является умственное действие, и задача управления учением - это, прежде всего, задача формирования умственных действий с определенными, заранее заданными свойствами. Возможность подобного управления дает знание и использование законов, по которым происходит образование новых действий, выявление и учет условий, влияющих на их качество.
Такие законы и условия и явились предметом исследований авторов теории поэтапного формирования. Ими было установлено, что исходной формой, в которой новое умственное действие с заданными свойствами может быть построено у учащихся, является его внешняя, материальная (или материализованная) форма, когда действие осуществляется с реальными предметами (или их заместителями - моделями, схемами, чертежами и т.п.). Процесс усвоения действия включает первоначальное овладение его внешней формой и последующую интериоризацию - поэтапный переход к выполнению во внутреннем, умственном плане, в процессе которого действие не только превращается в умственное, но и приобретает ряд новых свойств (обобщенность, сокращенность, автоматизированность, разумность, сознательность). Примером формирования умственного действия может служить усвоение счета, который вначале осуществляется путем реального перекладывания предметов (материальная форма) или счетных палочек (материализованная форма), затем - в плане громкой речи и в конечном итоге - полностью "в уме".
Основными положениями теории поэтапного формирования умственных действий и понятий являются:
1. Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. 
Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами, преобразуются в умственные. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
2. Положение о том, что всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: 
­ ориентировочной (управляющей), 
­ исполнительной (рабочей) и 
­ контрольно-ориентировочной. 

Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение всех условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. 
Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. 
Контролирующая часть отслеживает ход выполнения действия и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной части действия. 
В различных действиях, все перечисленные части обязательно присутствуют и имеют различный удельный вес.
3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами: 
­ формой совершения;  
­ мерой обобщенности; 
­ мерой развернутости; 
­ мерой самостоятельности; 
­ мерой освоения и др.
4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей военнослужащих зависит от правильности создания ориентировочной основы действия (ООД). Термин введен П. Я. Гальпериным.
Ориентировочная основа действия – 1) система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действии; 2) текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения. 
Примером наиболее простой ООД является инструкция по эксплуатации какого-либо прибора, операционная карта, используемая при регулировке различных систем двигателя. В ней обычно подробно описывается когда, что, где и как сделать.
Содержание ООД во многом предопределяет качество действия. Так, полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. ООД следует отличать от схемы ООД - как совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. 
Форма и способ задания схемы ООД диктуются:
­ целями обучения, 
­ возрастными особенностями учащихся 
­ индивидуальными особенностями учащихся. 
Выделяются три типа построения схемы ООД и соответственно три типа учения:
первый тип (неполная ООД) - указывается лишь исполнительная часть решения и образец конечного результата действия. Для этого типа ООД характерно: 
­ субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; 
­ окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью; 
­ велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. 
второй тип (полная или развернутая ООД) - включает в себя все необходимые для выполнения действия ориентиры. Характерно: 
­ субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует с самого начала его безошибочность. 
­ при этом схема ООД либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. 
третий тип (обобщенная или инвариантная ООД) - в ней все ориентиры деятельности представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. Характеризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. ООД такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.
5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам ТПФУД выделяет несколько этапов:
1 этап - мотивационный. В ходе его у военнослужащих формируется необходимая познавательная мотивация, позволяющая им успешно овладевать каким-либо действием. Если данная мотивация отсутствует, то руководитель занятия должен сформировать у обучаемых внутреннюю или внешнюю мотивацию, обеспечивающую их включение в совместную с офицером учебную деятельность.
2 этап – ознакомление с ООД. На этом этапе происходит предварительное ознакомление действием, т.е. построение в сознании обучающего военнослужащего ориентировочной основы действий. На этом этапе очень важно, чтобы была достигнута полнота и точность ориентировки, четко показаны и усвоены конечные результаты обучения, которые предстоит достичь.
3 этап – выполнение внешних действий по инструкции в развернутой форме. На этом этапе обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они получают и работают с информацией в виде различных материальных объектов: моделей, приборов, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с письменной инструкцией. Данный этап позволяет усвоить содержание действия (все операции) и правила их выполнения. Офицер, обучающий своих подчиненных, осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой входящей в действие операции. Очень важно своевременно заметить ошибку обучаемого и исправить ее, чтобы в последующем не допустить закрепления неверного действия.
4 этап – выполнение действия на основе внешней речи. На этом этапе после выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь обучаемого. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
5 этап – выполнение действия на основе беззвучной речи (речи про себя). На этом этапе обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя. Мысленно проговариваемый текст необязательно должен быть полным. Обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
6 этап – автоматизирование выполнение действия. На этом этапе ориентировочная часть действия настолько автоматизируется, что проговаривание про себя начинает тормозить выполнение действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие сократилось, перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала. Следовательно, формирование действия завершилось.
Эффективность обучения на основе ТПФУД зависит от соблюдения ряда условий: 
­ конкретного описания конечного результата действия и его характеристик; 
­ выбора задач и упражнений, обеспечивающих формирование нужного действия; 
­ точного определения порядка выполнения всех исполнительных и ориентировочных операций, входящих в действие; правильности и полноты ориентировочной основы.
Сильные стороны ТПФУД:
1) высокий результат в обучении возможен прежде всего за счет четкого и обобщенного показа образца: как нужно выполнять конкретные действия. Это экономит время на поиск решения задачи, ведет обучаемого самым коротким путем к достижению учебной цели, позволяет алгоритмизировать мыслительную деятельность.
2) возможность осуществления жесткого управления процессом овладения знаниями, своевременным исправлением ошибок, организацией самоконтроля со стороны обучаемого по прохождению каждого этапа освоения профессионального действия.
3) Четкая ориентировка в выполнении того или иного действия способствует формированию у обучаемых уверенности в своих силах.
Вместе с тем следует подчеркнуть ряд недостатков ТПФУД:
­ существует немало профессиональных творческих действий, для которых трудно, а иногда и невозможно создать ориентировочную основу. 
­ обучение по строго определенной инструкции снижает возможности для творчества обучаемого в процессе овладения профессиональным действием и в определенной мере способствует формированию мыслительных стереотипов.

Продолжение

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz