ПСИХОЛОГ
САЙТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Лекция 1




«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 16:07

Лекция: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ»
Учебные вопросы:
1. Место методики в системе психологической науки и практики.
2. Методика преподавания психологии как педагогическая реальность.
Литература:
­ Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
­ Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М. , 1999.
­ Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. (Рек. УМО по психологии для класического психологического образования). – СПб.: Питер, 2005, С. 250.
­ Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций – М.: Ось-89, 2004, С. 112..
­ Бархаев Б.П. Методическое обеспечение преподавания психологии. - М.: ВУ, 1999.
­ Трифонов В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1991.
­ Абрамова Г.С. Проблемы изучения курса психологии студентами пединститута // Вопр. психол.- N2.- 1990. С.185-187.
­ Саранцев Г.И. Методика преподавания: предмет, проблематика, связь с педагогикой” // Педагогика. - №3. - 1997. С.27-32.

Вопрос 1. Место методики в системе психологической науки и практики.
Как известно, выделяются три основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов:
1. Поиск новых психологических знаний,
2. Применение психологических знаний для решения практических проблем.
3. Передача психологических знаний,
На достижение этих целей психологии направлены:
­ первой цели направлена научная психология,
­ второй — прикладная и практическая психология,
­ третьей — методика преподавания психологии.
Научная психология как самостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX в. и в течение XX в. проделала огромный путь развития. Она стала одной из признанных отраслей научного знания; психологические кафедры и лаборатории заняли достойное место в университетской науке многих стран.
Практическая психология как сфера профессиональной деятельности начала формироваться
­ в 60-е гг. XX в. в США,
­ в 70-е гг. — в Европе,
­ в 80-е гг. — в Советском Союзе.
Несмотря на трудности первоначального развития и утверждения собственного статуса, она постепенно стала признанной областью профессиональной деятельности. Устойчивое положение психологических служб во многих сферах здравоохранения и образования является подтверждением этому.
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология.
Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности.
Периоды, когда психология вводилась в качестве учебного предмета в средних учебных заведениях (в начале и в середине XX в.), знаменовались активизацией методической работы в области преподавания психологии (Самарин, 1950; Ланибратцева, 1971).
Интерес к психологии как науке и сфере практической деятельности явно преобладал в течение всего XX в., хотя большинству психологов волей или неволей приходилось работать в качестве преподавателей психологии. При этом предполагалось, что для успешного преподавания психологических дисциплин вполне достаточно глубоких знаний научной и прикладной психологии. Однако в последнее время все большее количество специалистов осознает тот факт, что психология как учебный предмет и психология как наука — не тождественные понятия. Курс психологии имеет свои дидактические задачи, поэтому для успешного преподавания недостаточно только психологических знаний, необходимо и умение преподавать.
Работы, посвященные методике преподавания психологии в высших учебных заведениях, стали появляться у нас в стране и за рубежом только в последнее время (Боярчук, 1982, Гинецинский, 1983; Ляудис, 1989, Бадмаев, 1998; Карандашев, 2001, 2002; Benjamin, Daniel, Brewer, 1985; Hartley, McKeachie, 1990; Sternberg, 1997; Peterson, 1997; Perlman, McCann, McFadden, 1999; Karandashev, 2000).
Кроме того, организуются специальные конференции или секции в рамках других конференций, посвященные вопросам методики преподавания психологии в разных типах учебных заведений (например):
­ Актуальные проблемы преподавания психологии, 1990;
­ Развивающаяся психология..., 1998;
­ International Conference on Psychology Education, 2002.
Интерес психологов к преподавательской деятельности растет.
Методика преподавания психологии изучается в качестве обязательного предмета студентами, обучающимися по специальности «020400 — психология». По окончании вуза им присваивается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, данный учебный курс выполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности.
Предполагается, что в соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов к участию «в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению». При этом он должен уметь осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
­ диагностическую и коррекционную деятельность;
­ экспертную и консультативную;
­ учебно-воспитательную;
­ научно-исследовательскую;
­ культурно-просветительную.
Обратите внимание на то, что два вида деятельности из перечисленных выше — учебно-воспитательная и культурно-просветительная — непосредственно связаны с теми или иными формами преподавательской деятельности. Именно этим обусловлено значение курса методики преподавания психологии при подготовке психологов.
Рассмотрим требования к профессиональной подготовленности специалиста по психологии (Государственный образовательный стандарт..., 2000). Специалист должен быть в состоянии решать задачи, соответствующие его квалификации:
­ на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
­ участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
­ владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Таким образом, квалификация «психолог, преподаватель психологии» предполагает готовность к трем типам психологической деятельности: научной, практической и педагогической.
В силу призвания или по необходимости современные психологи довольно часто занимаются преподавательской деятельностью, независимо от того, работают ли они в высшем или среднем учебном заведении, в научном учреждении или в службе практической психологической помощи.
В настоящее время существенно расширились возможности преподавания психологии. Связано это с тем, что в последние десять лет произошло значительное расширение масштабов психологического образования как в России, так и за рубежом.
Психология преподается в различных типах учебных заведений и входит в состав различных образовательных программ:
1. В средних общеобразовательных учебных заведениях (школах, гимназиях, лицеях).
2. В средних профессиональных учебных заведениях, в частности таких, как педагогические, медицинские училища и колледжи.
3. Во всех ВУЗах в объеме 120 часов вместе с «Педагогикой» в цикле общепрофессиональных дисциплин.
4. На философских, педагогических, юридических факультетах университетов, на факультетах социальной работы, а также в специализированных вузах, в частности педагогических, медицинских, технических, осуществляющих подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми.
5. На психологических факультетах университетов и в других высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку психологов.
Методика преподавания психологии нами рассматривается в широком смысле этого понятия как методика обучения психологическим знаниям и умениям, методика психологического просвещения и обучения практическим психологическим учениям.
Психологи, работающие в научных учреждениях, часто совмещают научные исследования с педагогической деятельностью. Поэтому неслучайно уже многие десятилетия существует достаточно устойчивое выражение — научно-педагогическая деятельность. Психологи, работающие в службе практической психологии образования, очень часто получают заявки на проведение бесед или лекций для родителей, педагогов, учащихся по различной психологической тематике. К психологам, работающим в производственных или коммерческих организациях, обращаются с просьбами о проведении обучающих семинаров по вопросам психологии труда и личности работника, деловых отношений в коллективе, а также по различным психологическим аспектам коммерческих отношений.
Одной из важнейших форм обучения психологии являются психологические тренинги различного типа и тематики. Практические психологи очень часто включаются в такие обучающие виды деятельности.
Методика преподавания психологии является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содержание, формы, методы и приемы обучения психологии, проверка и оценка знаний опираются на общедидактические принципы. Однако специфика психологии как научной и практической дисциплины неизбежно отражается на особенностях ее преподавания.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Одной из главных трудностей дисциплины является охват методических аспектов преподавания психологии в разных образовательных учреждениях. Принципы организации учебных занятий и проверки знаний в средних и высших учебных заведениях во многом сходны, однако имеются и существенные различия. Поэтому вести разговор сначала о преподавании психологии в школе, а затем в вузе — значит неизбежно повторяться. В связи с этим мы предпочли в каждой главе описать все методические аспекты как школьной, так и вузовской системы обучения психологии, по мере необходимости указывая на специфические различия. Надеемся, что читатель сможет отобрать полезный для него материал, независимо от того, преподает ли он в среднем или в высшем учебном заведении. Возможно и взаимообогащение методики преподавания школьной и вузовской психологии.
В этой связи необходимо отметить один терминологический аспект, который важен для лучшего понимания текста данной книги. В англоязычной литературе термин student используется для обозначения лиц, обучающихся как в средней школе, так и в университетах. Догадаться, о ком именно идет речь, можно только по контексту (high school students, university students). В российской системе образования традиционным обозначением для лиц, обучающихся в средних учебных заведениях, является слово учащийся, а обучающихся в высших учебных заведениях называют студентами. В переводе с английского языка student — это и студент, и учащийся. В данной книге речь часто идет о проблемах преподавания психологии, характерных как для среднего, так и для высшего образования. Для простоты мы будем использовать и слово «учащиеся», и слово «студенты», имея в виду одновременно и тех и других.

Вопрос 2. Методика преподавания психологии как педагогическая реальность.
Для уточнения сущности такой дисциплины как «Методика преподавания психологии», прежде всего, необходимо разобраться в континууме следующих учебных дисциплин:
­ педагогика, психология, педагогическая психология, дидактика.
Уточнение статуса «Методики преподавания психологии» предполагает, прежде всего, уточнение ее научного статуса среди ранее названных дисциплин.
Из истории развития «Методики преподавания»:
На первых этапах своего развития методика преподавания представляла собой совокупность практических предписаний для преподавателя и не отделялась от дидактики, выступая как ее прикладная, нормативная часть. При этом дидактика – в самом обобщенном виде понимается как наука об обучении.
В дальнейшем, развитие педагогической науки, накопление теоретических знаний привело к уточнению научного статуса методики преподавания, выделению ее в самостоятельную научную дисциплину.
В настоящее время, как отмечают многие авторы, однозначного понимания предмета и проблематики исследования методики преподавания как самостоятельного раздела науки пока не сложилось.
Так, например, Г.И. Саранцев (см. его: Методика преподавания: предмет, проблематика, связь с педагогикой” // Педагогика, 1997, №3, с.27-32) отмечает, в частности, что сегодня дидакты и методисты высказывают разные точки зрения по поводу сущности методики преподавания:
­ одни считают ее прикладной психологией;
­ другие - прикладной наукой, интегрирующей знания из различных дисциплин;
­ третьи - самостоятельной отраслью знаний... Многие специалисты признают за методикой статус самостоятельной научной области.
В добавок ко всему сказанному, Российская педагогическая энциклопедия. (М.1993. С.568) выделяет еще одно понятие, такое как методика преподавания учебного предмета, рассматриваемую как частную дидактику, т.е. теорию обучения определенному учебному предмету.
Таким образом, на сегодняшний день в этой области знаний сложилась следующая система понятий:
1. Дидактика.
2. Методика преподавания.
3. Методика преподавания учебного предмета.

Для того, чтобы более конкретно дифференцировать эти понятия между собой необходимо обратится к анализу существующей педагогической реальности.
В современных условиях образовательный процесс в России осуществляется в соответствии с Законом “Об образовании”. Он, в частности, определяет, что под образованием в современных условиях понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней.
Для реализации целей образования в стране функционирует иерахизированная структура, включающая:
­ системы образования,
­ образовательные учреждения различных типов,
­ педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых в рамках различных предметов и форм обучения и воспитания.
Проанализируем каждый из этих элементов более детально.
1) Образование как социальная система, представленная в виде совокупности общественных представлений, отношений и структур, выражающих готовность и способность общества к осуществлению межпоколенных связей в интересах развития.
Выделяют системы государственного, частного, общественного, светского, клерикального и др. видов образования и адекватных им образовательных программ как наиболее общие представления о целях педагогического процесса, в рамках которых реализуются представления о математическом, гуманитарном, естественнонаучном и других видах образования.
Очевидно, что на уровне образования как системы уместно говорить о дидактике, как науке о наиболее общих закономерностях обучения.
2) Образовательные учреждения, как наиболее стабильные структурные элементы педагогического пространства, обеспечивающие целостный комплекс образовательных и воспитательных воздействий.
Выделяют такие виды образовательных учреждений как начальная, неполная средняя, средняя школа, высшая школа с различными уровнями (бакалавриат, магистратура, повышение квалификации, углубленная подготовка специалистов), аспирантура, докторантура и др.
Здесь уместнее всего вести речь о методике преподавания, как частной дидактике.
3) Педагогическое взаимодействие преподавателя и обучаемых, как процесс реализации основных педагогических функций (образовательной, воспитательной, развивающей и др.) в процессе изучения отдельных учебных дисциплин.
В этом случае на первый план выходят такие содержательно-процессуальные характеристики образования как: средства и методы педагогического взаимодействия, направленные на передачу определенного содержания обучения в рамках определенной учебной дисциплины.
Здесь, прежде всего, надо вести речь о методике преподавания определенной учебной дисциплине или методике преподавания определенного педагога.
Все представленные в данной структуре понятия имеют большое значение для научного анализа процесса образования. Вместе с тем, в целях дальнейшего упрощения данной картины можно предложить следующую схему:
­ анализ системных характеристик образования связан, прежде всего, с педагогическими подходами;
­ анализ образовательных учреждений связан, прежде всего, с выявлением дидактических характеристик;
­ анализ педагогического взаимодействия предполагает обращение к методическим понятиям и средствам.

Элементы образовательного пространства (педагогической реальности)

I. Уровень образовательной системы
1. Дидактика – наука о наиболее общих закономерностях обучения.

II. Уровень образовательного учреждения
1. Методика - определенные понятийные средства педагогического анализа, обеспечивающие выявление сущностных признаков педагогического взаимодействия преподавателя и обучаемых.

III. Уровень педагогического взаимодействия
1. Методика преподавания (частная дидактика) - это проверенная практикой педагогической деятельности система эффективных способов и средств взаимодействия преподавателя и обучаемых в процессе учебного занятия.

2. Методика преподавания определенной дисциплины -
Соответственно,
- объектом исследования методики учебного предмета предлагается рассматривать процесс обучения той или иной учебной дисциплине;
- предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.

3. Методика преподавания отдельного преподавателя (частная методика) - методические способы и средства взаимодействия преподавателя и учеников в рамках преподавания одной, отдельно взятой учебной дисциплины.

Еще частную методику можно определить как систему представлений о структурировании содержания одной определенной учебной дисциплины в интересах достижения целей образовательного процесса в целом.

Создание частных методик невозможно без разработки и постоянного совершенствования методики преподавания как научной дисциплины.

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz