ПСИХОЛОГ
САЙТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Черта как элемент строения личности




«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930



Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 10:32

3.      Черта как элемент строения личности

Рассмотрим подход к вскрытию структуры личности, предпринятый Р.Кеттелом. Основной его инструмент в решении этой задачи – факторный анализ. Он, как и многие другие, полагает, что структурными элементами личности являются личностные черты.

Кеттел разработал теорию черт личности на основе статистического анализа объективных поведенческих характеристик. Он считал, что черты не имеют реальной нейрофизиологической основы, — они обнаруживаются только при измерении наблюдаемого поведения. Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции  реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Черты личности по результатам факторного анализа можно разбить на категории несколькими способами. Отсюда принципы классификации черт.

Во-первых, черты личности делят на поверхностные и исходные. Поверхностная черта — это совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в “неразрывном” единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составить поверхностную черту невротизма. Поскольку поверхностным чертам в их взаимосвязи не свойственно постоянство, они не считаются значимыми для объяснения поведения.

Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые образуют блоки здания личности. Именно они определяют постоянство поведения человека. Исходные черты существуют на “более глубоком” уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного времени. Согласно Кетеллу, основополагающая структура личности образована примерно 16 исходными чертами, для измерения которых используется широко известная шкала

Второй способ дифференциации черт – учет их источника, или происхождения. В зависимости от своего источника черты делятся на конституциональные и сформированные средой. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных или являются следствием биофизиологических изменений. Например, изменение личности в результате пристрастия к алкоголю или наркотикам, меняющим биохимию организма, носит конституциональный характер.

Черты, сформированные под влиянием среды – это результат воспитания, жизненного опыта, работы человека над собой, например, манеры, стиль поведения, приверженность тем или иным ценностям.

Таким образом, развитие теории личностных структур осуществляется в разных направлениях. Общим для этих поисков является признание в личности стабильных характеристик, связей между ними и различных уровней сложности отдельных компонентов личности.

Отдельные черты личности объединяют в более крупные структуры, руководствуясь существующими между ними корреляциями. Если для этой цели применяют статистические процедуры, например, факторный анализ, то полученные более крупные объединения черт называют факторами второго порядка. В свою очередь корреляция факторов второго порядка позволяет получить представление о факторах третьего порядка. В итоге образуется некая структура, которая позволяет лучше ориентироваться во внутриличностных взаимосвязях.

Если известны внутренние взаимозависимости между составляющими личности, то знание одних из этих составляющих позволяет выдвигать гипотезы относительно наличия и выраженности других.

Психологическая практика во всех ее формах (психотерапия, консультирование, педагогическая психология и др.) опирается на структурный подход к личности, который  дает возможность оценивать ряд значимых параметров личности: ее целостность, организованность, сложность, а также роль отдельных свойств и черт в общей структуре личности.

Структурный подход к личности предполагает выделение не только внутренних связей и взаимодействий, но и внешних, соединяющих личность с предметной и социальной средой. Это значит, что в структуру личности включаются межличностные отношения. Основная структура личности – это единство «я» – внешний мир».

Структурный подход к личности служит методологическим основанием для  решения множества вопросов, которые возникают при изучении личности. Одним из таких вопросов является вопрос об особенностях личностных структур, обусловленных профессионально. Например, при исследовании личности руководителя выделяют ее «специальную структуру», которая включает специфически управленческие (организаторские) качества.

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz